Вернуться к обычному виду

Действующая система государственного управления охраны труда и меры по ее совершенствованию на основе внедрения систем управления профессиональными рисками

31.01.2012
Социальные вопросы
Нынешний этап развития российской экономики предполагает широкую модернизацию произ-водства. Модернизация производства предполагает прежде всего перевооружение имеющихся произ-водственных мощностей, которая должна быть безопасной для работников. В районе наметился эконо-мический рост в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и других. Реализуются инвестиционные проекты в ООО «Октан», ООО «Смик», ООО «Еврострой», ООО «Юг», установлено новое технологическое оборудование в ОАО «Зеленокумский пивоваренный завод» и ОАО «ВЭЛАН». В ряде предприятий сформирована и действует система управления охраной труда (ОАО «Цигель», ОАО «ВЭЛАН» и др.).
Вместе с тем, государством перед работодателями поставлена стратегическая задача по улучше-нию условий и охраны труда и первые шаги были сделаны в 2009 году, когда федеральными органами власти были утверждены национальные стандарты по безопасности труда. В них главный акцент дела-ется на формирование системы управления охраной труда и комплексный анализ оценки профессио-нальных рисков.
Считаю, что новаторская деятельность министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края будет неоценимой помощью работодателям, осуществляющим деятельность на территории нашего района в процессах внедрения новых систем управления.
При этом работодатели не должны с негативом воспринимать новые требования в области охра-ны труда. Вложив сегодня средства в производство, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сформировав систему оценки профессиональных рисков, работодатели в будущем получат ощу-тимый экономический эффект в виде увеличения производительности труда, снижения уровня произ-водственного травматизма, и соответственно, укрепления своего экономического потенциала.
Со стороны администрации Советского муниципального района, управления труда и социальной защиты населения будет оказываться необходимая помощь в реализации намеченных задач. Мы ждем ответных ваших шагов. И прежде всего, каждому работодателю необходимо разработать концепцию (политику) охраны труда в организации. Мы предлагаем не откладывать эти процессы на «потом», а принять необходимые документы в текущем году.
Еще есть предложение оптимизировать процессы обмена информацией, для чего нам необходи-мо сформировать базу данных электронных адресов. Обмен информацией в электронном виде - это наи более эффективный, отвечающий современным требованиям процесс.
Хотелось бы сказать, что только объединив наши усилия мы сможем достичь положительной устойчивой тенденции раз вития общества и сохранить наш кадровый потенциал.


Доклад заместителя министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края В.С.Шевцова «Действующая система государственного управления охраны труда и меры по ее совершенствованию на основе внедрения систем управления профессиональными рисками»
Официальные данные территориального органа Федеральной службы государственной статисти-ки по Ставропольскому краю свидетельствуют о положительной тенденции снижения общего уровня производственного трав матизма в Ставропольском крае в течение последних лет. Количественный по-казатель травматизма – коэффициент частоты несчастных случаев (численность пострадавших в расчете на 1 тыс. работающих) в крае за 2010 год не превышает 1, что ниже, чем в среднем по Российской Фе-дерации (1,26).
Вместе с тем, в крае наблюдается нестабильная ситуация с тяжёлым и смертельным производст-венным травматизмом как в разрезе территорий, так и по отдельным отраслям экономики, не снижается количество работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда.
Анализ причин и травмирующих факторов несчастных случаев на производстве в организациях края показывает, что около 70% из них происходят по организационным причинам, заключающимся в неудовлетворительной организации производства работ и низком контроле за соблюдением требований безопасности со стороны руководителей, а также несоблюдении требований безопасности самими травмированными работниками. Все эти причины в основе своей являются следствием недостаточного уровня подготовки по вопросам безопасности труда как руководителей, включая первых, так и работ-ников рабочих профессий.
Такое положение дел обусловлено тем, что у большинства работодателей отсутствует системный подход к решению задач охраны труда, отсутствует управление охраной труда, то есть вопросы охраны труда если и решаются, то стихийно, по ситуации. Понятно, что если управление охраной труда не бу-дет выстроено в систему на самих предприятиях, то вся охрана труда так и останется случайной, а управление – управлением «по случаю», что в массе своей и происходит, когда об охране труда и госу-дарственных нормативных требованиях охраны труда руководители организаций вспоминают по слу-чаю прихода инспектора или прокурора (как правило, в результате несчастного случая, т.е. когда ситуа-ция выходит из-под контроля).
Основная масса работодателей ещё не осознали и не восприняли идею создания у себя системы управления охраной труда, как эффективного способа или инструмента, посредством которого можно привнести управляемость, контролировать события, которые происходят на предприятии и в итоге - уйти от случайностей (в том числе от несчастных случаев).
Это объективно создает ситуацию, когда с ростом производства, к которому стремится наша экономика, если ни чего не менять, то будут расти и показатели производственного травматизма и про-фессиональной заболеваемости.
Сейчас мы имеем лишь отдельные образцы международных стандартов охраны труда и управле-ния профессиональными рисками, локально создаваемые современным менеджментом только в отдель-ных предприятиях края, ориентированных на мировой уровень ведения бизнеса. Среди них ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» Минераловодского района, филиал ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Андро-повского района, ЗАО «Хайнц–Георгиевск» города Георгиевска, ООО «Газпром ПХГ», а также сеть до-черних предприятий ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим». Опыт работы таких организаций требует систематизации и широкого внедрения в остальной массе 99,9% предприятий края.
Одна из главных проблем действующей в настоящее время системы государственного управле-ния охраной труда состоит в том, что она построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. При этом, риск, связанный с возмещением вреда в результате несча-стных случаев на производстве, несет страховщик, то есть ФСС РФ, а страхователь – работодатель обя-зан только платить страховые взносы и расследовать несчастный случай. Скидки и надбавки к страхо-вым тарифам могут составлять максимум 40% от базового значения и реально не являются экономиче-ским стимулом для работодателей в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. В результате основное внимание уделяется компенсационным мероприятиям вследствие несчастных случаев, а не предупреж-дению этих случаев.
Существенным моментом является и то, что в настоящее время даже при соблюдении всех уста-новленных государственных требований в области охраны труда и промышленной безопасности, госу-дарство не может гарантировать абсолютную безопасность работников, то есть исключить возможность непредвиденных потерь, связанных с происшествиями. По этому традиционная система управления безопасностью, созданная в 30-40-е годы ХХ столетия, основанная на нормативном регулировании со стороны государства, исчерпала потенциал развития, так как на современном этапе социально-экономического развития нашего общества она уже не в состоянии своевременно отслеживать быстрые изменения в технологических процессах, оборудовании материалах, квалификации персонала и других составляющих производства.
Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость серьёзной модернизации государ-ственной системы управления охраной труда. В новом виде государственная система управления охра-ной труда должна обладать следующими качествами:
- она должна быть переориентирована от реагирования на последствия несчастных случаев «post factum» - к их предупреждению;
- работа по профилактике несчастных случаев и профзаболеваний будет основана не на устране-нии или снижении уровней вредных и опасных производственных факторов, а на управлении рисками повреждения здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- она должна основываться на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей и тот должен ими управлять», то есть инициатива в управлении охраной труда должна перейти от государства к работодателям.
С учётом этих ключевых моментов, в рамках Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 ок-тября 2007 года №1351, начато реформирование системы государственного управления охраной труда.
Модернизация предполагает поэтапное решение ряда ключевых задач на всех уровнях государ-ственного управления охраной труда в пределах имеющихся полномочий.
Со стороны федеральных органов государственной власти уже приняты следующие меры:
- Федеральным законом от 18 июля 2011г. №238-ФЗ внесены дополнения в Трудовой кодекс Рос-сийской Федерации в части определения понятий «профессиональный риск» и «управление профессио-нальным риском», определён орган, уполномоченны1й на разработку и утверждение Порядка оценки уровня профессионального риска и Положения о системе управления профессиональными рисками.
- утверждены государственные стандарты, устанавливающие требования к системам управления охраной труда, процедурам оценки и управления профессиональными рисками.
На федеральном уровне в перспективе предстоит усовершенствовать законодательную и норма-тивно-правовую базу охраны труда.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Российской Федерации будут внесены дополнения и изменения в части регламентирования и усиления ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда. В перспекти-ве функция контроля будет основана не на поиске нарушений и несоответствий требованиям охраны труда, содержащимся в нормативных правовых актах, а на выявлении существующих в трудовых про-цессах опасностей и связанных с ними профрисками.
В системе обязательного социального страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний будет введен механизм гибкой дифференциации страховых взносов для каждого страхователя в зависимости от показателей, характеризующих уровень существующих у них профессиональных рисков.
Ключевым моментом модернизации системы государственного управления охраной труда на ре-гиональном уровне станут территориальные программы улучшения условий и охраны труда на период с 2012 по 2015 годы.
В частности, в Ставропольском крае в соответствии с Планом мероприятий по улучшению демо-графической ситуации в Ставропольском крае на 2011 – 2015 годы, утверждённым распоряжением Пра-вительства Ставропольского края от 18 июня 2010 г. №252-рп, в IV квартале текущего года запланиро-вано утверждение краевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Ставропольском крае на 2012 – 2015 годы».
Сейчас министерство усердно работает над проектом этой программы. Программой будут уста-новлены целевые индикаторы первого уровня - это коэффициенты частоты всех несчастных случаев, а также отдельно - смертельных, а также доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опас-ными условиями труда по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и коли-чество профессиональных заболеваний, количество впервые выявленных профессиональных заболева-ний. Таким образом, программа даст ответ на вопросы «к чему мы будем стремиться в течение бли-жайших 4 лет?».
Далее, мы формулируем задачи второго уровня, которые должны дать ответ на вопрос «как мы будем решать поставленные задачи?». «чего мы хотим достичь в течение ближайших 4 лет?»
Основными задачами программы мы видим внедрение в организациях системного подхода в управлении охраной труда и на его основе - систем оценки и управления профессиональными рисками, активизацию деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда, ин-формационное обеспечение и пропаганду охраны труда, развитие социального партнёрства в области охраны труда. Решение этих задач будет оцениваться целевыми индикаторами второго уровня, среди которых:
- удельный вес организаций, проведших аттестацию по условиям труда, принявших участие в краевых смотрах-конкурсах по охране труда, наладивших обмен информацией в области охраны труда посредством электронной почты с органами по труду, внедривших системы управления охраной труда, системы оценки и управления профессиональными рисками, имеющих коллективные договоры, органи-зовавших деятельность уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и комитетов (комиссий) по охране труда;
- доли руководителей, работников и специалистов по охране труда организаций, прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, по оказанию первой помощи по-страдавшим и по вопросам оценки и управления профессиональными рисками;
- доли работников, занятых на рабочих местах, прошедших аттестацию по условиям труда и ра-бочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам аттестации.
С учётом предложений заинтересованных органов сейчас мы разрабатываем перечень мероприя-тий, которые позволят решить задачи второго уровня, то есть ответят на вопрос «как мы будем решать поставленные задачи?». Сейчас это комплекс мероприятий из 5 блоков.
В целях совершенствования системы государственного управления охраной труда мы планируем комплекс мероприятий по методическому обеспечению и контролю за исполнением органами местного самоуправления полномочий по государственному управлению охраной труда, государственной экс-пертизы условий труда. Мы также намерены значительно усовершенствовать практику проведения рай-онных и городских Дней охраны труда на основе внедрения информационных технологий Интернет-ресурсов, краевых смотров конкурсов по охране труда, а также в 1 квартале 2012 года впервые провести съезд специалистов по охране труда.
Отдельный блок мероприятий будет нацелен на обеспечение своевременного и качественного обучения по охране труда работников в организациях, формирование у них реальных навыков примене-ния безопасных методов труда, воспитание культуры безопасного труда.
Планируемые мероприятия этого блока направлены на повышение качества образовательных ус-луг в существующей сети учебных центров по охране труда, чтобы слушатели, прошедшие в них обу-чение были способны на практике обучать работников внутри своих организаций, могли самостоятель-но разрабатывать программы вводного и первичных инструктажей, инструкции по охране труда. Это планируется осуществить посредством:
- организации подготовки преподавательского состава по вопросам внедрения систем оценки и управления профессиональными рисками;
- разработки и выпуска новых образцов учебно-методических материалов;
- внесения дополнений в действующие программы обучения по охране труда для руководителей и специалистов организаций;
- подготовки лекционного материала по вопросам внедрения систем оценки и управления про-фессиональными рисками с использованием передового опыта отечественных и зарубежных предпри-ятий;
- внедрения современных методик, технических средств обучения.
Программа предполагает создание в крае системы непрерывного информирования, обучения и повышения квалификации специалистов по охране труда на основе внедрения автоматизированных ра-бочих мест инженеров по охране труда, постоянного информирования их с использованием возможно-стей электронной почты.
В целях поэтапного внедрения в организациях края системного подхода в управлении охраной труда, систем управления профессиональными рисками мы планируем организовать проведение на базе организаций края с высоким уровнем управления охраной труда стажировок и обучающих семинаров для специалистов по охране труда предприятий, а также зональных совещаний, «круглых столов» для руководителей, заместителей руководителей в области безопасности труда организаций по проблемам интеграции систем управления охраной труда и систем управления профессиональными рисками в стратегии компаний, вовлечения трудовых коллективов в процесс управления охраной труда.
Важная роль отведена в программе и блоку мероприятий, направленных на развитие социального партнёрства в области охраны труда. Его основная цель и предназначение – максимальное вовлечение всех трудовых коллективов, то есть работников рабочих профессий в процесс управления охраной тру-да, посредством обучения и активизации деятельности уполномоченных (доверенных) лиц и комитетов по охране труда, максимального использования потенциала коллективных договоров и соглашений по охране труда.
Предполагается, что на основе Краевой программы улучшения условий и охраны труда на 2012 – 2015 годы администрациями районов и городов края будут разработаны и утверждены аналогичные программы, которые будут включать мероприятия, обеспечивающие реализацию ими своих полномо-чий по государственному управлению охраной труда и содержать конкретные действия по улучшению состояния объекта управления - состояния охраны труда у работодателей.
Хотелось бы, чтобы и представители работодателей, то есть специалисты по охране труда орга-низаций высказали свои предложения и пожелания о том, что бы они хотели видеть в программе. Каж-дый из Вас может направить их или в управление или напрямую в министерство. Я предлагаю вклю-чить это в резолюцию Дня охраны труда.

Выступление начальника Управления труда и социальной защиты населения администра-ции Советского муниципального района Е.Ф.Харченко «О мерах принимаемых по улучшению условий и охраны труда в Советском муниципальном районе»
Сохранение жизни и здоровья граждан было и остается главной задачей государства, о чем не-однократно подчеркивал в своих выступлениях Президент Российской Федерации Д.А.Медведев.
Как сказал Виктор Степанович, с целью реализации поставленной задачи на краевом уровне раз-рабатывается программа «Улучшение условий и охраны труда в Ставропольском крае на 2012 – 2015 годы», которая как мы считаем своевременна и будет способствовать комплексному решению вопросов охраны труда.
Аналогичную программу мы постараемся разработать и в нашем районе, в которой будут уста-новлены индикаторы и показатели ее выполнения, и основной акцент в ней будет сделан на работодате-лей и реализацию практических мероприятий в самих организациях.
Проводимая в Советском районе работа по охране труда позволила по сравнению с предыдущим годом увеличить:
число руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда в учебных центрах на 98%;
охват организаций, проводящих аттестацию рабочих мест по условиям труда на 64%;
число организаций, использовавших возможность возврата 20% сумм от страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 74% (в 2011 году - 58 организаций (общая сумма подлежащих возврату денежных средств - 2 941,1 тыс. рублей), в 2010 году 31 (общая сумма - 2671,7 тыс. рублей);
и как закономерное следствие – снизить в организациях района уровень производственного травматизма за три последние года на 76% (с 21 до 5), без несчастных случаев с тяжелым и смертель-ным исходом.
Но при этом в районе еще остается нерешенным ряд ключевых проблем:
отсутствие системного подхода управления охраной труда в большинстве организаций;
непрохождение обучения по охране труда руководителями организаций сферы «малого бизнеса»;
присутствие формализма в обучении и инструктировании по охране труда работников в самих организациях;
низкая активность комитетов (комиссий) по охране труда и самих работников в проведении об-щественного контроля за состоянием охраны труда,
низкий процент проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях района.
Таким образом мы считаем, что обозначенные проблемы преодолимы только при новых подхо-дах к организации работы по охране труда и ее совершенствование на основе внедрения систем управ-ления профессиональными рисками и в нашем районе уже имеются предприятия, в которых сформиро-вана система управления охраной труда. Это такие как ОАО «ВЭЛАН» и ОАО «Цигель». После прове-денного министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с ГБОУ «Ставропольский региональный ресурсный центр» в сентябре текущего года семинара на базе ОАО «ВЭЛАН» многие имеют намерения приступить к внедрению системы управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков.
Во исполнение переданных на уровень района отдельных государственных полномочий в сфере охраны труда, в частности по исполнению государственной функции по организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Советского муниципального района Ставропольского края, Управление труда намерено:
оказывать содействие организациям района по внедрению новых систем управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков:
содействовать проведению в организациях района аттестации рабочих мест по условиям труда;
расширить базу данных организаций с электронными адресами, которых на сегодняшний день только 93, что будет способствовать наиболее оперативному обмену информацией, консультированию и информированию работодателей. Пользуясь случаем, предлагаем всем работодателям проинформиро-вать Управление об имеющихся электронных адресах в кратчайшие сроки;
оказывать содействие учебным центрам, осуществляющим подготовку по вопросам «Охраны труда» в пересмотре учебных планов по данному курсу и включить в учебные программы вопросы вне-дрения системного управления охраной труда в организации, что в свою очередь повысит качество обу-чения безопасности труда работников непосредственно в организациях;
организовывать проведение семинаров и совещаний, в том числе и по обмену опытом на базе ор-ганизаций, внедривших новую систему управления охраной труда с привлечением представителей ми-нистерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
Что касается работодателей, то они должны осознать необходимость системного подхода в управлении охраной труда в организации.
И уже сегодня в каждой организации должна быть разработана своя концепция (политика) охра-ны труда, определяющая основные направления деятельности и обязательства работодателей по обес-печению охраны труда.
В свою очередь, внедрение системы управления профессиональными рисками будет не только влиять на сокращение уровня опасностей трудового процесса, профессиональных рисков, производст-венного травматизма, снижение общей и профессиональной заболеваемости, но и положительно ска-жется на повышении производительности труда и экономическом росте организации.

Коваленко А.О. – заместитель председателя Федерации профсоюзов Ставропольского края
Правовые основы профсоюзной деятельности заложены Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и дру-гими нормативными правовыми актами.
В Трудовом Кодексе РФ (статья 212) указывается, что работодатель обязан обеспечить беспре-пятственный допуск представителей общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со ст.218 Трудовым кодексом РФ в состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. В состав комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве также включаются пред-ставители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" наделяет профсоюзы полномочиями представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзах, если профсоюзы наделены такими полномо-чиями в установленном порядке., в том числе дает профсоюзам право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров. Они могут участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, с изменением условий труда, невыполнением обяза-тельств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
К сфере охраны труда относятся трудовые споры по вопросам условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда, обеспечения средствами индиви-дуальной защиты и другим вопросам, включенным в коллективный договор. В случае возникновения коллективного трудового спора профсоюзы могут выступать в качестве представителей работников и защищать их права, вырабатывать требования работников, предъявлять их работодателю, участвовать в рассмотрении требований.
Профсоюзный комитет имеет право по просьбе члена профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться для защиты трудовых прав работников в органы, рассматриваю-щие индивидуальные трудовые споры (разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда и условий трудово-го договора). Здесь рассматриваются такие вопросы как возмещение вреда в связи с производственной травмой и профессиональным заболеванием, изменение условия труда, несоблюдение требований охра-ны труда на рабочем месте и т.д.
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Трудо-вой кодекс РФ утверждают право профессиональных союзов осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Профсоюзы имеют следующие права в области охраны труда:
- представлять интересы членов профсоюза по вопросам труда и другим социально-экономическим во-просам;
- вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор от имени всех работников.
Право выступать с инициативой о начале коллективных переговоров;
- контролировать выполнение требований колдоговоров;
- участвовать в урегулировании трудовых споров;
- осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
- создавать свои инспекции для осуществления контрольных функций;
- осуществлять общественный контроль за обеспечением социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- посещать и осматривать цеха, отделы, мастерские и другие места работы на предприятии, в уч-реждении, организации, где работают члены этого профсоюза;
- получать всю необходимую информацию, касающуюся охраны и условий труда;
- обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объе-динений, органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного само-управления;
- вносить в соответствующие организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, которые нарушают требования законодательных и иных нормативных правовых ак-тов по охране труда;
- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), проводить само-стоятельное расследование;
- требовать от работодателя немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоро-вью работников, и одновременно обращаться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотлож-ных мер;
- требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостанов-ления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией трудя при невыпол-нении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и экс-плуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и экс-плуатируемых механизмов и инструментов;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производст-венных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
Одним из основных звеньев в организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда непосредственно на предприятиях, обеспечивающих активное участие в ней работников, их пол-номочных представителей и представительных организаций, являются совместные комитеты (комис-сии) по охране труда, основными задачами которых являются:
организация и осуществление контроля за соблюдением законных прав и интересов работников-членов профсоюза в области охраны труда и окружающей среды;
- принятие необходимых мер по устранению нарушений законодательства об охране труда и ок-ружающей среды;
- организация и координация работы уполномоченных (доверенных лиц) профкома в осуществ-лении ими контроля за состоянием условий и охраны труда на производстве, соблюдением законода-тельства об охране труда и окружающей среды, выполнением предусмотренных коллективным догово-ром или соглашением по охране труда мероприятий по предупреждению производственного травма-тизма и профессиональных заболеваний;
- организация периодических проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, включая состояние радиационной обстановки (на радиоактивно загрязненных территориях), выдача руководителям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений;
- определение степени вины пострадавшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения вреда (ущерба), причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связан-ным с исполнением им трудовых обязанностей;
- анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, оценка эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, подготовка предло-жений по их улучшению;
- участие в организации обучения уполномоченных (доверенных лиц) и членов совместного ко-митета (комиссии по охране труда);
- внесение в коллективный договор и в соглашение по охране труда предложений по улучшению условий труда и состояния окружающей среды, выделению на эти мероприятия необходимых финансо-вых средств.
Также, немаловажным звеном общественного контроля за охраной труда непосредственно в кол-лективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. Участвуя в трудо-вом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, а также контроль за выполне-нием работниками их обязанностей в этой области.

Разумная В.В. – начальник отдела охраны труда ОАО «ВЭЛАН»
ОАО «ВЭЛАН» является одним из крупных предприятий нашего района, многие условия произ-водства которого относятся к опасным и вредным. Из 1094 человек, работающих на предприятии, 270 работников заняты во вредных условиях труда. Основными вредными производственными факторами являются: химические факторы (фенол, формальдегид, толуол, ксилол), шум, вибрация, тяжесть, загазо-ванность, освещение, пульсация. Все это и предопределяет повышенное внимание к вопросам охраны труда.
Специфика производства и огромное количество вредных производственных факторов, возлагают на нашего руководителя серьёзную ответственность за сохранение жизни и здоровья работников.
Поэтому в целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных забо-леваний сформирована система управления охраной труда и на протяжении многих лет обеспечивается ее эффективное функционирование. На предприятии был принят ряд документов, определяющих сис-тему управления и контроля за промышленной безопасностью и охраной труда.
Основным документом, регламентирующим основные принципы и структуру охраны труда в организации является стандарт «Система управления промышленной безопасностью и охраной труда», в котором закреплен механизмы действующего в организации трехступенчатого контроля, проведения «Дней охраны труда», функциональные обязанности персонала, а также ответственность администра-тивно-технических работников.
Мы считали, что вся система управления охраной труда, выстроенная на нашем предприятии на основании данного стандарта, совершенна и эффективна.
Но как показал опыт работы других предприятий, таких как ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло», продемонстрированный на семинаре, проведенном на базе нашего предприятия министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края совместно с ГБОУ «Ставропольский региональ-ный ресурсный центр», наша система управления охраной труда ещё далека от совершенства.
Поэтому, с учетом полученных знаний, руководством нашего предприятия принято решение пе-ресмотреть и интегрировать в действующий у нас трехступенчатый административно-общественный контроль новую процедуру оценки профессиональных рисков.
Сегодня мы начали данный процесс с переработки имеющегося у нас стандарта предприятия с учетом новых требований законодательства и включением в него механизмов идентификации опасно-стей, оценки и контроля рисков, пересматриваются инструкции по охране труда с включением в них информации о существующих рисках на рабочих местах, перерабатываются программы обучения ра-ботников безопасным приемам и методам работы и оценке условий труда на каждом конкретном рабо-чем месте на предмет его травмобезопасности и правильному устранению их причин.
Мы понимаем, что только наличие знаний у работников и их осознанное применение будет спо-собствовать реализации поставленных сегодня перед нами задач.
Нашим руководством поддерживаются новые начиная. И мы готовы внедрять систему оценки профессиональных рисков, ведь от этого зависит в первую очередь жизнь и здоровье работников.
Хочу выразить благодарность министерству труда и социальной защиты населения Ставрополь-ского края, за организацию семинара по вопросам внедрения систем управления профессиональными рисками и оказанию методической помощи в работе по совершенствованию работы по охране труда на основе внедрения систем управления профессиональными рисками. Считаем, что такие семинары акту-альны, оказывают большую помощь руководителям и специалистам и в будущем мы готовы участво-вать в подобных мероприятиях.

Герман С.П. – инженер по охране труда ОАО «Зеленокумский элеватор»
Наше предприятие ОАО «Зеленокумский элеватор» также относится к опасным производст-венным объектам, и работа по обеспечению безопасных условий труда для нас актуальна.
Считаем, что предложенная нам сегодня система управления профессиональными рисками более эффективна, так как наряду с уже действующей системой управления охраной труда, сами работники будут информировать работодателя об имеющихся производственных рисках. В этом заключается ее преимущество по сравнению с односторонним контролем руководящих работников.
В сентябре месяце текущего года я прошла обучение в рамках семинара-совещания по вопросам внедрения систем управления профессиональными рисками, проведенном министерством труда и соци-альной защиты населения Ставропольского края совместно с ГБОУ «Ставропольский региональный ре-сурсный центр» на базе ОАО «ВЭЛАН».
Информация, полученная на семинаре была доведена мною до руководства предприятия. Заин-тересовавшись новой формой работы, руководитель поручил мне попробовать отработать предложен-ный механизм на работниках одной профессии «машинистах зерновых погрузочно-разгрузочных ма-шин», чтобы в будущем внедрить на всех остальных рабочих местах.
С целью выявления профессиональных рисков и организации работы по сбору сведений от работников, в доступном для всех месте бытового помещении машинистов зерновых разгрузочно-погрузочных машин мы разместили стенд с кармашками, содержащими бланки оповещений о выявляе-мых рисках, для заполнения их работниками.
Ежедневно я, обхожу производственные участки и собираю заполненные бланки оповещений, и докладываю о выявленных работниками производственных рисках на планерных совещаниях у руко-водителя. Совместно мы определяем мероприятия, которые необходимо выполнить для устранения су-ществующих рисков.
Данная работа помогла нам установить дополнительные профессиональные риски, с которыми ежедневно соприкасаются работники: отложение пыли в аспирационной сети из-за чего снизилась эф-фективность очистки воздуха, частичное повреждение ограждения на ленточном конвейере, прогиб сту-пеньки на лестничном марше.
Для устранения выявленных рисков был направлен дежурный слесарь для ремонта ограждения на ленточном конвейере, установлены сроки для очистки аспирационной сети и проведения сварочных работ.
Мы видим эффективность вводимой системы в том, что она позволяет непосредственно самим работникам участвовать в выявлении профессиональных рисков, на которые руководство может и не обратить внимание. Данная работа помогла нам своевременно предотвратить случаи производственного травматизма.
Кроме того, проведенная работа показала, что мы должны более серьезно подходить к подготов-ке персонала к работе по выявлению угроз и опасностей, возникающих в трудовом процессе, потому что работа на нашем предприятии носит сезонный характер, и ежегодно у нас трудоустраивается боль-шое число временных работников.
Важной составляющей в данном процессе является доработка инструкций по охране труда по профессиям и дополнение программ инструктажей, обновление информационных материалов на угол-ках по охране труда в производственных подразделениях, чтобы каждый работник наглядно видел воз-можные профессиональные риски, присущие конкретному подразделению.
Внедрение системы оценки профессиональных рисков требует от работников неукоснительного соблюдения ими самими трудовой дисциплины и требований законодательства по информированию своих руководителей о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве.
Нами будет активизирована работа по пропаганде соблюдения производственной дисциплины в рамках проводимых «Дней охраны труда».
С этой целью нами постоянно анализируются и доводятся до сведения работников информаци-онные материалы по производственному травматизму, подготовленные Министерством труда и соци-альной защиты населения, получаемые нами на ежегодной краевой выставке «Спецовка» и районных «Днях охраны труда».
Конечно, процесс оценки профессиональных рисков сложный, требующий переосознания отно-шения к работе каждого работника, но если смотреть на перспективу вперед, конечным результатом бу-дет ответственный подход безаварийная деятельность организации.
Хочу еще раз выразить благодарность министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, которое идет в ногу со временем, за приглашение на семинар по вопросам вне-дрения систем управления профессиональными рисками, который оказался для нас своевременным и нужным.

Резолюция районного совещания
Бокай А.В. - заместитель начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского муниципального района

Участники совещания считают, что в условиях перехода на новую модель управления охраной труда и в целях внедрения системы управления профессиональными рисками необходимо

Работодателям:
  • разработать и утвердить до 01.04.2012 года концепцию (политику) в области охраны труда, определяющую основные направления деятельности и обязательства работодателей по обеспечению охраны труда;
  • обменяться электронными адресами с Управлением труда и социальной защиты населения адми-нистрации Советского муниципального района до 01.01.2012.;
  • активизировать деятельность по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • пересмотреть программы обучения по охране труда с включением в них вопросов внедрения системного управления охраной труда, в том числе и по выявлению профессиональных рисков;
  • обеспечить максимальное вовлечение трудовых коллективов в процесс управления охраной тру-да, участие в процедурах оценки и управления профессиональными рисками;
  • внести предложения в разрабатываемую краевую программу «Улучшение условий и охраны тру-да в Ставропольском крае на 2012 – 2015 годы» и направить их в Управление труда и социальной защи-ты населения администрации Советского муниципального района или в Министерство труда и социаль-ной защиты населения Ставропольского края.

Профсоюзам:
активизировать работу комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов;
обеспечить контроль за своевременным прохождением обучения и проверки знаний требований охраны труда членами комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Учебным центрам, осуществляющим подготовку по вопросам «Охраны труда» ГБОУ НПО ПУ №39 и НОУ «Зеленокумский учебный центр по подготовке кадров»:
пересмотреть учебные планы по курсу «Охрана труда» и включить в учебные программы вопро-сы внедрения системного управления охраной труда в организации.

Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского муници-пального района Ставропольского края в рамках переданных государственных полномочий в об-ласти охраны труда:
оказывать содействие организациям района по внедрению новых систем управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков;
содействовать проведению в организациях района аттестации рабочих мест по условиям труда;
расширить базу данных электронных адресов организаций района;
оказать содействие учебным центрам, осуществляющим подготовку по вопросам «Охраны тру-да» в пересмотре учебных планов по данному курсу и включении в учебные программы вопросов вне-дрения системного управления охраной труда в организации на основе оценки профессиональных рис-ков;
организовывать проведение семинаров и совещаний, в том числе и по обмену опытом на базе ор-ганизаций, внедривших новую систему управления охраной труда с привлечением представителей ми-нистерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:
оказывать методическую помощь по вопросам внедрения системы управления охраной труда, системы оценки и управления профессиональными рисками.

ПОСТАНОВИЛИ:
Принять резолюцию районного актива
Голосовали единогласно.

Возврат к списку