Вернуться к обычному виду

Материалы «круглого стола» по вопросу соблюдения трудовых прав работников в организациях района

15.07.2010
Актуальные темы

Управление труда и социальной защиты населения

администрации Советского муниципального района

Материалы «круглого стола»

по вопросу соблюдения

трудовых прав работников

в организациях района

ПРОТОКОЛ

работы «круглого стола» по вопросу соблюдения трудовых прав работников

в организациях района

23 июня 2010 г. г.Зеленокумск

Председатель заседания

-

заместитель главы администрации

Советского муниципального района

Завязкина Т.М.

Секретарь заседания

-

Коновницына И.В.

Присутствовали:

- директор ГУ «Центр занятости населения Советского района» Перепелица В.И.;

- заместитель начальника ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края Цыбульская О.М.;

- председатель координационного Совета профсоюзов в Советском муниципальном районе Беденко Г.Г.;

- специалисты по кадровой работе, председатели профсоюзных комитетов организаций района.

ПОВЕСТКА ДНЯ :

1. Соблюдение трудовых прав работников в организациях района

ВЫСТУПИЛИ:

Завязкина Т.М. - заместитель главы администрации Советского муниципального района

Управлением труда и социальной защиты населения с целью привлечения внимания как работодателей, так и профсоюзного актива, проводится большая работа по информированию работодателей и работников о требованиях действующего законодательства. И сегодня впервые, в новом формате в виде «круглого стола», мы проводим мероприятие с участием специалистов кадровых служб и профсоюзного актива организаций района для того, чтобы мы нашли точки соприкосновения в решении непростых вопросов.

Бокай А.В. - заместитель начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского муниципального района

На сегодняшний день в непростых экономических условиях кризиса вопрос о соблюдении трудовых прав работников продолжает иметь особое значение. И поэтому не следует делать «скидки» и искать оправдания действиям, нарушающим трудовые права работников, оказавшихся и так в сложном положении из-за увеличения уровня нагрузки в связи с сокращением штатов, а порой просто уволенных.

Сегодня за «круглым столом» мы хотим еще раз обсудить имеющиеся проблемы в сфере трудовых отношений и постараться найти общие точки «соприкосновения» для их предупреждения.

Вначале хотелось бы обратить внимание на состояние социального партнерства в сфере труда, предполагающего равноправие, уважение и учет интересов сторон в диалоге по определению условий труда. Практически во всех крупных и средних организациях, бюджетных учреждениях района заключены коллективные договоры. Их сегодня более 150. Процент охвата коллективно-договорной работой составляет 21,2% от общего числа организаций района (712), в то время как среднекраевой показатель составляет 10%.

Вызывает тревогу факт очень низкого числа заключенных коллективных договоров в организациях «малого бизнеса», которых всего 19 или 3,4% от их общего числа организаций - субъектов «малого бизнеса» (550).

Учитывая, что коллективный договор является локальным правовым актом, регулирующим все аспекты трудовых отношений, соответственно, в нем должны найти отражение не только конкретизированные положения Трудового кодекса Российской Федерации, но и закреплены дополнительные права и гарантии в большей степени защищающие работника в сегодняшнее сложенное время.

Как показывает практика, почти в каждом коллективном договоре, который проходит уведомительную регистрацию и вместе с ней экспертную оценку, выявляются положения и условия, не только противоречащие закону, но и значительно ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством.

Работодатели, занижая уровень трудовых гарантий работающим, в большей мере, похожи на страуса, прячущего голову в песок, так как положения коллективных договоров, нарушающие трудовое законодательство, недействительны и не подлежат применению. И нашей задачей является недопущение фактов включения таких условий в данные локальные акты.

В рамках мониторинга социально-трудовой сферы Управлением проводятся обследования организаций по вопросам выполнения коллективных договоров, в том числе по вопросам оформления трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда и другим.

Но если в крупных и средних организациях, бюджетных учреждениях района еще в какой-то степени сформированы представительные органы работников, которые могут осуществлять контроль за соблюдением трудовых прав работников, то в сфере малого бизнеса работники зачастую бесправны и работодатели порой не считают нужным придерживаться требований трудового законодательства. Это показали изучения сферы малого бизнеса, проведенные по поручению главы Советского муниципального района А.И.Кобернякова, в ходе которых был выявлен ряд нарушений трудового законодательства Российской Федерации.

Ежегодно проводящиеся обследования организаций показывают, что несмотря на разъяснительную работу, проводимую на семинарах, совещаниях, районных «Днях охраны труда», продолжают иметь место нарушения, характерные практически для всех организаций, крупных, средних и малых. Это и недооформление трудовых договоров в части конкретизации условий оплаты труда, порядка предоставления работникам, занятым с вредными условиями труда гарантий и компенсаций за условия труда, предоставления данной категории работников дополнительных оплачиваемых отпусков меньшей продолжительности, чем предусмотрено законодательством либо непредоставление их вообще, отсутствие точного учета отработанного работниками рабочего времени и др..

Кроме того, у работодателей, являющихся предпринимателями без образования юридического лица, были выявлены такие нарушения, как отсутствие документального подтверждения регистрации во внебюджетных фондах и налоговой инспекции трудовых договоров, заключенных предпринимателями с работниками, не издание приказов о приеме на работу, не ознакомление под роспись работников с приказами о приеме на работу, отсутствие в приказах об увольнении ссылки на статью, часть статьи, пункт статьи и нормативный акт, в соответствии с которыми произведены увольнения, не установление в трудовых договорах, заключенных с работниками сроков выплаты заработной платы, не оформления трудовых книжек на работников, проработавших свыше 5 дней, книги учета движения трудовых книжек, не ознакомление с записями, вносимыми в трудовые книжки работников, не введение унифицированных форм приказов по личному составу, отсутствие графиков сменности, в соответствии с которыми работают работники, графиков отпусков, табелей учета рабочего времени, превышение нормальной продолжительности рабочего времени, не предоставление работникам в течение двух лет подряд ежегодных оплачиваемых отпусков, отсутствие документального подтверждения выплаты заработной платы работникам, неначисление и невыплата работникам денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, выплата заработной платы один раз в месяц, нарушение установленных сроков выплаты заработной платы, оплаты ежегодных отпусков, и другие.

Все эти нарушения красноречиво говорят не только о безответственном отношении руководителей и должностных лиц организаций к требованиям трудового законодательства, но и свидетельствуют о пассивном отношении профсоюзных органов к вопросам трудовых отношений.

Особо хочется обратить внимание на то, что в последние годы проявилась тенденция заключать с работниками вместо трудовых договоров гражданско-правовые, что влечет за собой снижение уровня прав работников на получение в полном объеме гарантий и компенсаций. Согласно трудовому договору работодатель обязан выплачивать работнику зарплату, размер которой не может быть ниже МРОТ, обеспечить надлежащие условия труда (соблюдать требования охраны труда, санитарии и т.п.), предоставить работнику отпуск, все иные гарантии и льготы, предусмотренные ТК РФ, а также вести соответствующую кадровую документацию.

Гражданско-правовой договор существенно сокращает обязанности работодателя перед работником. Кроме того, у такого договора есть и небольшие фискальные преимущества. С вознаграждения по нему не платят страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не нужно начислять единый социальный налог. Цель очевидна - набор обязательств работодателя перед лицом, которое трудится у него по гражданско-правовому договору, значительно меньше, чем перед теми, с кем заключен трудовой договор. Соответственно работник, который трудится на основании гражданско-правового договора, обходится гораздо "дешевле". На человека, работающего по гражданско-правовому договору, вообще не распространяются льготы и компенсации по ТК РФ.

Попытки замаскировать трудовой договор под какой-либо гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг и др.) встречаются на практике довольно часто. Работодателю, пытающемуся заключить такой договор, необходимо помнить, что критерии определения вида договора очень просты и четко указаны законодательством, и отнесение договора к определенному виду осуществляется отнюдь не по его названию, а на основании содержащихся в нем условий.

Необходимо знать, что в любой момент работник или другое заинтересованное лицо, например Фонд социального страхования РФ, могут доказать, что фактически между работником и организацией были установлены трудовые отношения. Если это будет установлено, то организации придется доначислить налоги и она будет привлечена к административной ответственности в виде штрафа.

Краевая трехсторонняя комиссия, которая на заседании 25 марта 2010 года, проанализировав ситуацию, складывающуюся с подменой трудовых договоров гражданско-правовыми, поставила задачу перед Управлениями труда изучить совместно с представителями прокуратуры и госинспекции труда данный вопрос и представить материалы проведенного мониторинга в краевую трехстороннюю комиссию для принятия мер реагирования.

Просим вас обратить внимание на вопросы оформления трудовых отношений с целью недопущения подобных фактов.

Сегодня также уделяется большое внимание вопросу обоснованности предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В полной мере обосновать правомерность их предоставления возможно только при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

На сегодняшний день в нашем районе только 14 организаций или 2,0% от общего числа работодателей (712 )провели аттестацию по условиям труда (Центр обслуживания клиентов восточного узла связи Ставропольского филиала ОАО «ЮТК», ГУП СК «ЖКХ Советского района», СПК колхоз им. Кирова, ФБУ ИК-7 УФСИН России по СК, ОАО «ВЭЛАН», ООО «Карьер», ООО «Зеленокумский кирпичный завод №2», ОАО «Зеленокумский элеватор», Советском филиале ГУП СК «Крайтеплоэнерго», ОАО «Цигель», ООО «Транс», филиал ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» г.Зеленокумск», ГУП СК «Центральная районная аптека №36», ОАО «Зеленокумскрайгаз»).

В определенной степени удалось изменить отношение работодателей к вопросу целесообразности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда благодаря новому порядку возврата денежных средств из Фонда социального страхования на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма. Если ранее организации по своему усмотрению могли использовать эти средства и на приобретение СИЗ, санаторно-курортное лечение и др., то сегодня их возможно вернуть и направить на данные цели только при условии проведения в организации аттестации рабочих мест по условиям труда.

В связи с чем в 2010 году подали документы в Фонд социального страхования для возврата денежных средств на предупредительные меры, а именно, для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: СПК колхоз «Русь», СПК агрофирма «Восточное», СПК колхоз «Победа», СПК колхоз «Родина», СПК колхоз «Правокумский», СПК «Янтарь», МУЗ «Советская ЦРБ», ООО «Агропромстройкорпорация», ОАО «Зеленокумскагропромстрой».

Следует сказать, что сроки подачи документов в фонд еще не истекли и работодателям надо предпринять необходимые действия, чтобы успеть получить разрешение Фонда на возврат денежных средств для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Это в первую очередь касается СПК колхоза им.Ленина, СПК колхоза «Русь», потому что данным предприятиям возможно вернуть по 500 тыс. руб..

При этом не следует забывать, что проведение аттестации является прямой обязанностью работодателя и данный вопрос находится на особом контроле у государственной инспекции труда и прокуратуры.

Не утрачивает свою актуальность и вопрос производственного травматизма. В связи с имеющимися фактами получения травм на производстве различной степени тяжести на предприятиях и организациях, расположенных на территории Советского района, Советский межрайонный следственный отдел через СМИ обратил внимание руководителей организаций, расположенных на территории Советского района и должностных лиц, ответственных за охрану труда, о необходимости соблюдения трудовых прав работников, своевременного проведения инструктажей по технике безопасности в период осуществления своих обязанностей работниками той или иной организации, об исключении фактов травматизма работниками организаций, поскольку формальный подход к исполнению своих обязанностей в данной сфере, влечет нарушение трудовых прав работников, в части получения травм на производстве, и предусматривает определенные юридическую ответственность.

Несмотря на общую динамику снижения уровня производственного травматизма, продолжают иметь место и случаи смертельного травматизма. Так, 31 мая 2010 года такой несчастный случай произошел в ООО «Транс», где при разгрузке зерна погиб работник. О несчастном случае было сообщено только 4 июня, в то время как согласно действующего законодательства о фактах производственного травматизма (тяжелого, группового, со смертельным исходом) в течение суток должны быть оповещены все соответствующие органы. В связи с этим просим данному вопросу уделить должное внимание.

Сегодня мы еще раз раздаем вам брошюры, содержащие информационные материалы о нарушениях охраны труда и о последовавших за ними фактах производственного травматизма.

Одним из мероприятий, которые будут способствовать снижению производственного травматизма, является обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций. Итоги краевой проверки, проведенной в апреле текущего года в нашем районе, показали, что 60% руководителей сферы малого предпринимательства не прошли необходимого обучения по охране труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ №64н о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма в 2010 году предоставлена возможность руководителям организаций малого предпринимательства и бюджетных учреждений пройти обучение за счет средств фонда социального страхования, но при условии проведения аттестации рабочих мест.

Особое внимание требует к себе вопрос соблюдения трудовых прав инвалидов и несовершеннолетних.

В Советском муниципальном районе осуществляют трудовую деятельность около 1,5 тысяч инвалидов, что составляет почти 8% от общего числа работающих.

С целью изучения вопроса соблюдения их трудовых прав инвалидов были проверены 22 организации района, в результате чего было отмечено, что в организациях, которым на протяжении последних лет доводилась квота рабочих мест для инвалидов, а это Советский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго», ОАО «ВЭЛАН», ЗАО СМУ «Зеленокумское», ГУСО «Советский комплексный центр социального обслуживания населения», ОАО «Молочный завод «Зеленокумский», Советский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго», ГУП СК «ЖКХ Советского района» требования законодательства в отношении категории работников соблюдалось в полном объеме.

В тоже время в отдельных организациях изучения выявили, что работникам-инвалидам ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются меньшей продолжительности, чем установлено законодательством, то есть 28 календарных дней вместо 30 (ООО «Транс», МУП «Солдато-Александровское коммунальное хозяйство», ГУ «Редакция газеты «Панорама нашей жизни»), установлена 40-часовая рабочая неделя вместо 35-часовой (МУП «Солдато-Александровское коммунальное хозяйство», ГУ «Редакция газеты «Панорама нашей жизни»).

В условиях финансового кризиса данная категория работников, инвалиды, наиболее уязвима. Считаем, что ситуация с трудоустройством инвалидов, соблюдением их трудовых прав требует постоянного и пристального внимания.

Что касается труда несовершеннолетних, то хочется отметить, что ежегодный мониторинг ситуации дает свои положительные результаты и уровень нарушений по части документального оформления трудовых отношений с несовершеннолетними значительно снижается.

В тоже время выявляются единичные факты, когда подростки были приняты на работу без прохождения предварительного медицинского осмотра (ООО «Зеленокумский кирпичный завод №2»), без письменного согласования с родителями и органом опеки и попечительства (СПК колхоз «Победа»), без своевременного документального оформления трудовых договоров и ознакомления с Правилами внутреннего трудового распорядка (СПК агрофирма «Восточное»), без выдачи необходимых средств индивидуальной защиты (все изученные организации).

Учитывая, что законодательством Российской Федерации инвалиды и несовершеннолетние выделены в особую категорию работников, для которых установлены более льготные условия труда, способствующие сохранению их жизни и здоровья, работодателям следует уделять повышенное внимание к ним как при приеме на работу, так и в процессе трудовой деятельности.

Проблемные моменты, обозначенные сегодня, не возникли сами по себе, а являются итогом анализа ситуации, складывающейся в районе. Не только проведенные изучения дали основу для этого разговора, но и многочисленные обращения граждан, поступившие на «Телефон доверия» и в консультационный пункт по вопросам обеспечения трудовых прав работников, действующих при Управлении труда. За весь период работы к нам обратились почти 200 человек.

Озвученные сегодня факты выявленных нарушений – это только «вершина айсберга» правовой неграмотности работодателей. Но надо сказать, что каждый факт искажения трактовки трудового законодательства – это прежде всего нарушение трудовых прав работников. И если сознательно допускаемые нарушения не получают должной оценки с точки зрения руководителя, то для работников они создают определенные проблемы и трудности, что в настоящее время неприемлемо.

Являясь полномочными представителями трудовых коллективов, профсоюзные органы должны быть более информированы о ситуации на местах, глубже вникать в проблемы трудовых отношений и активнее проводить работу по предупреждению нарушений трудовых прав работников. Учитывая, что профсоюзные комитеты являются посредниками в отношениях работников с работодателями, вам надо более активно выстраивать отношения на принципах социального партнерства с целью защиты конституционных прав работников на справедливые условия труда.

ерепелица В.И. - директор ГУ «Центр занятости населения Советского района»

Хотела бы обратить ваше внимание на ситуацию, складывающуюся на рынке труда Советского района. По состоянию на 01.01.2010 г. было признано безработными 1260 человек и уровень безработицы составлял 5,2%, на сегодняшний день безработных - 1090 человек и уровень безработицы соответственно – 4,6%. Но по сравнению со средними показателями по Ставропольскому краю, где уровень безработицы составляет 2,7%, у нас еще очень много проблем в этой сфере. Как видно, произошло снижение официально зарегистрированных безработных, но это лишь сезонное явление – люди просто уехали на заработки в другие регионы. Позже они вернуться, встанут на учет в службу занятости и будут признаны безработными.

Ситуация сложная, но такое положение не будет носить постоянный характер. С улучшением экономической ситуации будут необходимы профессиональные кадры. И в этом вопросе служба занятости населения предлагает работодателям взаимовыгодное сотрудничество. Мы должны быть партнерами на рынке труда, и наше сотрудничество будет более успешным, если мы будем доверять друг другу.

Почему именно служба занятости является незаменимым партнером, потому что это государственная структура, которая действует на основании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. В соответствии с указанными нормативными документами, государственная услуга предоставляется бесплатно.

Кроме того, ГУ «Центр занятости населения Советского района» осуществляет и другие полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, в том числе регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы и безработных граждан. Также оказывает в соответствии с законодательством о занятости населения следующие государственные услуги: организует проведение оплачиваемых общественных работ и временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

При этом служба занятости осуществляет материальную поддержку участников вышеуказанных программ. В текущем году мы может оказать такую поддержку 500 несовершеннолетним. Но почему-то наши организации не активно идут на заключение договоров по организации летней занятости.

Также довожу до вашего сведения, что в соответствии со статьей 26 Закона "О занятости населения в РФ", работодатель имеет право принимать на работу на равных основаниях граждан, обратившихся непосредственно к нему, и граждан, имеющих направления органов службы занятости.

Напоминаю, что согласно статье 25 Закона "О занятости населения", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Выполняя это требование закона надо быть ответственными и не допускать необоснованных отказов безработным.

Что касается ситуации с высвобождением работников, то при принятии таких решений необходимо за три месяца представлять в службу занятости информацию о предполагаемом массовом высвобождении работников и, не позднее, чем за два месяца - списки высвобождаемых граждан.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Если указанные сведения не представляются в службу занятости или они представляются несвоевременно, в неполном объеме или искаженном виде - это влечет применение мер административного воздействия (наложение административного штрафа) на должностных и юридических лиц согласно статье 19.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Хотелось бы обратить внимание представителей «малого бизнеса», что с 1 января 2010 года вступили в действие изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», которые регламентируют работу с гражданами, работавшими и у предпринимателей.

Теперь граждане, которые до постановки на учет в органах службы занятости в качестве безработных, работали у индивидуальных предпринимателей, будут получать пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку. До внесения изменений в закон данная категория граждан получала пособие по безработице в минимальном размере. Кроме того, благодаря изменениям, работники, уволенные по сокращению либо в связи с ликвидацией индивидуального предпринимателя, теперь могут быть направлены на досрочную пенсию наравне с работниками организаций. Ранее они такой возможности не имели.

Цыбульская О.М. - заместитель начальника ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району Ставропольского края

Одной из главных задач, возложенных на Управление, является исполнение доходной части бюджета Пенсионного фонда. Причин здесь несколько: во-первых, это обеспечение своевременной выплаты трудовой пенсии, во-вторых, это соблюдение конституционных прав граждан на достойную пенсию, а также обеспечение прав граждан на управление средствами пенсионных накоплений. Основным источником доходной части являются страховые взносы, поступающие от страхователей. По состоянию на 01.01.2010 на учете в Управлении Пенсионного фонда состоит 2906 страхователей, из них 947 работодателей, имеющих работников, и 1959 страхователей-предпринимателей. За 2009 год с учетом поступивших платежей на 01 июня 2010 года, поступление денежных средств составило 219,2 млн. руб. или 99,2 % от начисленных взносов. Таких показателей Управление смогло добиться за счет постоянного контроля над уплатой страховых взносов плательщиками. В Управлении действует комиссия по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и защите пенсионных прав. В течении 2009 года проведено 7 заседаний комиссий, на которых были заслушаны 137 работодателей. По результатам работы комиссии в счет погашения задолженности поступило 9,3 руб. К плательщикам, не погасившим задолженность в добровольном порядке, применяются меры принудительного взыскания.

Однако, несмотря на высокий процент уплаты страховых взносов за 2009 год, часть работающего населения пострадала из-за неуплаты, либо несвоевременной уплаты взносов в Пенсионный фонд. В первую очередь это работники ЗАО «Строймаш», чья задолженность на сегодняшний день составила 750 тыс.руб. за 2009 год и 468 тыс.руб. за 1квартал 2010 год. Не менее остро стоит проблема неплатежей в ОАО «Цигель» - 686 тыс.руб., ООО ПФ «Базис» - 804 тыс.руб., ООО «Агропромстройкорпорация» - 958 тыс. руб., ОАО «Кумской элеватор» - 292 тыс.руб. и ряде других страхователей. Врезультате неуплаты страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованные лица, работающие на предприятии лишаются права управления средствами пенсионных накоплений (т.е. они не пускаются в оборот) с целью получения дополнительного дохода от инвестирования, учета на индивидуальных лицевых счетах и включения в размер будущей пенсии средств от инвестирования и чистого финансового результата и выплаты наследникам застрахованного лица в случае его смерти, учтенных средств накопительной части пенсии. Даже если страхователь погасит задолженность, работник все равно несет потери в сумме пенсионного капитала.

Учитывая, что уплаченные страховые взносы на страховую часть пенсии идут на выплату страховой части нынешним пенсионерам, то неполная и несвоевременная уплата страховых взносов, является следствием низкого уровня обеспеченности выплаты страховой части пенсии. Фактическая обеспеченность расходов на выплату трудовой пенсии собственными поступлениями страховых взносов за 2009 год в районе составила менее 25%.

Деятельность Управления по контролю за поступлением страховым взносов тесно переплетается со многими службами. Это, прежде всего с налоговыми органами, органами местного самоуправления, прокуратуры и службы судебных приставов. Ежемесячно, главе администрации Советского муниципального района и в прокуратуру Советского района направляются списки страхователей, допустивших просроченную задолженность по уплате страховых взносов для принятия мер по взысканию задолженности и восстановлению прав застрахованных лиц на пенсионное обеспечение.

Другой основной функцией Пенсионного фонда Российской Федерации в сложившейся экономической ситуации в стране является своевременная и полная выплата пенсий, ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и других выплат, отнесенных к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Немаловажным остается вопрос и о сроках назначения пенсий. Именно в этих целях со страхователями проводится работа по формированию макетов будущих пенсионных дел. Работа с документами будущего пенсионера начинается задолго до обращения застрахованного лица за пенсией. И помочь нам в этом, призываем работодателя.

Нужно отметить, что не только работодатель может влиять на размер будущей пенсии работника, но и сам работник может реально увеличить свой пенсионный капитал. И сделать он это может в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Именно преумножению пенсионного капитала и служит данный закон. Ведь на каждый вложенный застрахованным лицом рубль, государство зачисляет на его лицевой счет еще один. Действует программа софинансирования только в течении 10 лет и рассчитано на тех застрахованных лиц, которые вступят в данную программу до октября 2013 года.

В 2009 году Управлением проводилась широкомасштабная работа по доведению норм данного закона до граждан через средства массовой информации и в ходе встреч непосредственно в трудовых коллективах.

Количество граждан, вступивших в программу неустанно растет. Но и сегодня возникает масса вопросов. Если есть необходимость выступить в коллективах ваших организаций и разъяснить порядок софинансирования можете смело обращаться.

Страхователи (работодатели) в начале года представляют Списки лиц, уходящих на пенсию и пакеты документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению для формирования «Макета электронного пенсионного дела», состоящего из следующих правоустанавливающих документов: паспорта или иного документа, представляемого в целях пенсионного обеспечения для удостоверения личности, возраста, места жительства, принадлежности к гражданству; страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; трудовой книжки; справок, подтверждающих периоды работы, не внесенных в трудовую книжку; военного билета; подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества); свидетельств о рождении детей; справок о заработной плате за 60 месяцев (5 лет) подряд до 01.01.2002 г. в течение трудовой деятельности, если отношение заработной платы за период 2000-2001 гг. к заработной плате по стране менее 1,2; справок, уточняющих особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе; документов об образовании и иных правоустанавливающих документов.

При отсутствии в организации лиц, приобретающих право на пенсию в течение 1 года, данное предприятие представляет справку. Страхователем в течение года дополнительно представляются списки застрахованных лиц, приобретающих право на пенсию, и пакет документов по мере поступления лиц предпенсионного возраста на предприятие, но не позднее, чем за 3 - 1,5 месяца до наступления права на пенсию.

После проведения правовой обработки при наступлении права на пенсию застрахованному лицу достаточно будет обратиться в Управление с заявлением о назначении пенсии, и она будет установлена в минимальные сроки.

Хотелось бы остановиться еще на одном моменте: зачастую неправильное заполнение первичных бухгалтерских и кадровых документов, а также трудовых книжек и справок осложняют процесс установления пенсии, либо вовсе лишает застрахованное лицо права на нее. Допускаются сокращения и неправильное написание Ф.И.О., отсутствует либо указано неверное наименование профессии или должности. Часто возникает проблема в заполнении титульного листа трудовых книжек. Будущим пенсионерам приходится в судебном порядке подтверждать их принадлежность, если допущена ошибка даже в одной букве. Изменение фамилии при вступлении в брак должны производиться на основании свидетельства о браке с указание номера, даты и заверяется печатью и подписью ответственного лица. Ошибка, допущенная в написании Ф.И.О. может быть исправлена на основании паспорта и только той организацией, которая допустила ошибку, либо организацией в которой в настоящее время работает работник, но на основании справки организации, допустившей ошибку. Исправления в датах приема и увольнения, а также приказах также необходимо устранять в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек.

Что касается лиц, занятых в профессиях и должностях, дающих право на досрочную пенсию, необходимо обратить внимание на правильное указание наименования профессий и должностей в приказах, кадровых документах, бухгалтерских документах в соответствии с ЕТКС, а также сохранение производственных документов, позволяющих впоследствии документально подтвердить льготный характер работ.

По всем возникающим вопросам рекомендуем обращаться к специалистам Управления.

Беденко Г.Г. - председатель координационного Совета профсоюзов в Советском муниципальном районе

Финансовый кризис оказал крайне негативное влияние на экономическое положение ряда организаций, вызвал дефицит финансовых средств и падение объемов производства. В связи с этим многие работодатели вынуждены были принимать меры по снижению расходов, в том числе и на дополнительные социальные гарантии, отраженные в коллективных договорах. Как и в других регионах, в нашем районе были отмечены и факты введения режима неполного рабочего времени, случались и задержки выплаты заработной платы, происходило сокращение рабочих мест и высвобождение работников.

Профсоюзы подчеркивают важную роль системы социального партнерства, позволяющую совместно с работодателями объективно проанализировать масштабы кризисных явлений в самих организациях, взвешенно и расчетливо оценить резервы и рационально использовать их для возврата к устойчивому экономическому росту.

При этом профсоюзные организации на местах должны быть готовы противодействовать потенциально опасным для работников тенденциям тех работодателей, которые пытаются переложить свои просчеты в бизнесе на плечи работников. Профсоюзы считают недопустимым решение вопросов уменьшения расходов за счет снижения уровня оплаты труда и социальных гарантий работников.

В связи с этим первичным организациям необходимо сосредоточить усилия на защите социально-трудовых прав работников, снижении негативных последствий, используя все законные формы и методы, добиваться их максимальной занятости с оплатой труда; организовать систематический полноценный контроль за выполнением заключенных коллективных договоров и добиваться их неукоснительного выполнения; не согласовывать локальные нормативные акты в случаях нарушения трудовых прав работников.

Участники «круглого стола» обменялись мнениями по тематике совещания.

Участникам совещания был розданы бюллетени с информационными материалами по производственному травматизму за 2009 год, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, определению размеров компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам аттестации рабочих мест, финансовому обеспечению в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также информацией Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по вопросу практики заключения гражданско-правовых договоров взамен трудовых договоров.


Возврат к списку